?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«ВЗГЛЯДЫ": ДЕКЛАРАЦИЯ КОНФЛИКТА

53.49 КБ
Выставка «Взгляды», открывшаяся в Центре современного искусства на Контрактовой площади, является первой большой экспозицией после перехода этой галереи в подчинение Киево-Могилянской академии.

Здесь собраны работы более чем двух десятков участников преимущественно из Украины, а также из Узбекистана и России; соорганизатором является базирующаяся в Киеве группа молодых художников «Худрада». Проект включает не только выставку, но и двухнедельный ряд лекций и круглых столов, а также акцию-сателлит «Видео на заборе».

При попытке анализа экспонируемых работ наталкиваешься на давнее противоречивое между содержанием и формой. Формально здесь ничего нового нет.

Так, Евгения Белорусец (Киев) в «Раздвоении» выставила несколько черно-белых социальных фотографий из жизни рабочих Херсонского машиностроительного завода, а также распечатанные записи впечатлений свидетелей одного из митингов на заводе.
47.52 КБ
Харьковская группа «Соска» ограничилась показом давнего, еще 2004 года, видео об акции «Побелка», когда посетителям галереи рекомендовалось собственноручно забелить стену с портретами всех 24 кандидатов на пост президента.

Никита Кадан (Киев) пристроил на стену зеркало в форме флага.

На обратной стороне той же стены — маленькие графические рисунки Николая Власова (Киев), выполненные на компьютере, тема — марксизм и капитализм.

Давид Чичкан (Киев) построил инсталляцию «Сон синдикалистки» — на стене нарисована спящая девушка, сновидение зафиксировано в нескольких картинах над ней, рисунок на стене сливается с реальной кроватью и одеялом, выполненными в цветах анархо-синдикалистского флага.

Черно-белый фильм Дмитрия Моисеева (Киев) «Пришелец» описывает несчастливое прибытие инопланетянина на Землю: очень скоро на комичное существо нападает вооруженная палками злая детвора.

Недалеко от экрана, на небольшом постаменте — черный пакет с золотой надписью: «Когда в холодную зимнюю ночь твой друг постучится к тебе — открой дверь, обними и согрей его, напои горячим чаем» (Владимир Кузнецов, Киев).

«Мобильный спиритический сеанс» Андрея Устинова (Санкт-Петербург — Кельн) — видео о приключениях «медиума» — закутанного в черное статиста, который ездит по улице на инвалидной коляске, с телевизором на коленях, и за умеренную плату (один евро) передает собственным голосом телепрограммы, которые слышит в наушниках.
47.66 КБ
Уличное видео акции Анатолия Белова (Киев) с единомышленниками «Почем(у) мораль?»: молодые художники клеят на стены черно-белые бумажные аппликации с изображением сюрреалистических персонажей, у которых вместо голов — тележки из супермаркетов, заполненные потребительским хламом.

Видео Александра Барковского (Ташкент) «ТВ «Религия» показывает шепчущие молитвы губы, считающие деньги руки и другие руки, держащие Библию.

Также религиозной темы касается общая работа Олега Перковского (Львов) и Василия Лозинского (Киев) «Декалог» — десять заповедей написаны большими золотыми буквами на одной стене, надпись «Deus Ex Machina» (Бог из машины) на второй, на третьей — видеопроекция номеров домов.

Так что остается повторить: это не ново, все приемы применялись раньше сотнями художников в Украине и за границей намного эффектнее и эффективнее. Большинство средств слишком прямолинейно. То есть если ограничиться лишь вопросом формы, то «Взгляды» не представляют собой ничего интересного.

Однако здесь как раз тот случай, когда важно также и то, что за всем этим стоит. Ведь, по сути, «Взгляды» — это едва ли не первая выставка откровенно политического искусства. Так как тот же Херсонский завод — место невиданного до сих пор столкновения рабочих с владельцами предприятия и властью — завод захвачен рабочими, которые не хотят его закрытия, и удерживается ими уже не первый месяц, и потому собранные Белорусец материалы прочитываются как острые свидетельства этого восстания. Полулюбительская история Моисеева о пришельце — это пусть наивное, однако искреннее обвинение общества в озверении, коснувшемся даже детей. Давид Чичкан — активист антифашистского движения, и его инсталляция является фиксацией тревожной яви, того возмущенного состояния, в котором пребывают многие молодые умы. Фильм Устинова, показывающий приключения «медиума» в Лионе и Москве, превращается в очень показательное сравнение демократии настоящей и «суверенной» — если на толерантном Западе мобильные «пророчества» воспринимают как игру, в которую охотно включаются даже взрослые люди, то в путинско-медведєвской России один из прохожих сразу хочет вызвать милицию, а заканчивается акция настойчивым милицейским «снимите масочку!». А «Почем(у) мораль?» очень точно выглядит рядом с предвыборными плакатами наших «кристально честных» политиков. И правду не скроешь — религия сегодня во многом превратилась в смесь прибыльного бизнеса и настойчивой, далекой от смирения идеологии. А многие видят в различных флагах лишь отражение собственного эго...
48.59 КБ
«Взгляды» не являются революционным словом в искусстве, но представляют собой довольно убедительную декларацию о намерениях — творить в действительно левом, идейно бескомпромиссном русле, дать наконец актуальной отечественной культуре то измерение, которого ей остро не хватает, или, как сказано в пресс-релизе, «вызывать в украинском художественном сообществе, прежде всего в ее молодой части, стремление к установлению связей с общественной жизнью, с ее болью и энергией. Утвердить в художественной среде приоритетность связей с образованием и критическим активизмом, а не с декором существующего положения вещей».

Станут ли намерения действиями — покажет время.

Дмитрий Десятерик

Comments

Latest Month

August 2010
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031