?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Исходя из предыдущего поста (статьи Жени Серебренникова о слишком обширном информационном поле сегодня), предлагаю сделать небольшой, избирательный словарик терминов, употребляемых в нашем блоге. Это, прежде всего, субкультурная лексика, направления в искусстве и интересные нам жанры экспериментального творчества. Начнём с одного из наиболее употребляемых терминов в "Патефон Сквере" - перфоманса. Причём эта статья - о перфомансе только в изобразительном искусстве и видеоарте.


Что такое перформанс? С английского - это представление. Но в современном искусстве это слово приобрело специфическое значение, после того как особые представления стали разыгрывать живописцы, скульпторы, поэты, делая "перформанс" обязательной частью выставок, художественных акций и иных артистических тусовок. Интересным примером подобного рода были, например, перформансы знаменитого французского живописца Ива Кляйна. В своей студии в конце 50-х при стечении всей парижской богемы Ив писал картины, используя в качестве кисти собственных натурщиц, и снимал всё происходящее на киноплёнку. С приходом видео появился и новый жанр "видеоперформанс". Его изобретателем считается Нам Джун Пайк - корейский художник и композитор, снимавший свои представления на видеокамеру, а так же использовавший видеозаписи, как часть своих представлений. Ныне перформансы Нам Джун Пайка считаются классикой современной визуальной культуры. У Пайка есть множество поклонников и учеников во всём мире. В том числе, конечно же и в России, причём не только в Москве, чья культурная жизнь богата самыми разными событиями, но и, например, в Новосибирске.

 

Справка об основателе видеоарта 

Пэк Нам Джун, по-русски часто называемый Нам Джун Пайк (от Nam June Paik) (1932—29 января 2006) — американо-корейский художник, основатель видеоарта. Родился в Сеуле. Изучал философию и музыку в Токио — темой его диссертации было творчество Арнольда Шёнберга. В 1965 году прошла первая персональная выставка. Телевизоры стали излюбленным материалом творчества Пэк Нам Джуна. Из «ящиков» художник собирал самые разные конструкции: роботов, каждая часть тела которых показывала свою картинку, и виолончель, на которой в одном из перформансов Пэка играла обнажённая музыкантша. За это «оскорбительное для нравов» представление художник в целомудренные 60-е был даже подвергнут аресту. Одной из самых знаменитых работ Пэка является видеоинсталляция «ТВ-Будда», представляющая собой телевизор, перед которым сидит Будда, созерцающий на экране собственное изображение, непрерывно транслирующееся в прямом времени с видеокамеры.

Ещё один вариант биографии корейского "уорхола" 

В мире Пайка считают изобретателем видеоарта, первым человеком, использовавшим телевизоры и телетрансляции для создания произведений искусства. В 1950-е годы он учился у композиторов Карлхайнца Штокхаузена и Джона Кейджа в Берлине. Позднее Пайк сотрудничал с группой «Флаксус», работавшей в духе неодадаизма.
Его самой известной работой является коллаборация с виолончелисткой Шарлоттой Мурман. Она исполнила, будучи обнаженной до пояса, «Сонату для виолончели N1 (только для взрослых» на сконструированном Пайком инструменте. После того, как акция вызвала скандал, и соавторы даже попали на некоторое время в тюрьму, Пайк снабдил исполнительницу двумя маленькими экранами, крепящимися на грудь.
Не менее известной стала инсталляция Пайка «Свеча» — корпус телевизора с зажженной свечей, на которую смотрит статуя Будды.


(с) Профессор Патефон
 

Latest Month

August 2010
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031