?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про скифских «баб»

ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ АВАНГАРД

5.54 КБ
На киевском Скульптурном салоне в этом году одно из наиболее заметных событий — скифские «бабы» из Днепропетровского исторического музея. Есть отдельный зал авангарда; целый этаж занят современными украинскими ваятелями; но больше всего внимание привлекают именно они — массивные, странные идолы.

Может быть, мне они были несколько менее интересны, ведь много лет я видел их каждый день, когда шел в школу, потом в институт или гулял в Октябрьском сквере. Они стоят на лужайке под музейной стеной, своего рода сад камней под открытым небом, почти незаметный в начале весны и осенью, эффектный летом, мрачный зимой. И не обращал я на них почти никакого внимания, слишком уж привык.

В Украинском доме эти изваяния стоят как традиционные экспонаты, на постаментах, с хорошей подсветкой. Там не только скифские идолы, но и киммерийские, половецкие: по нашим степям прошло множество народов, и каждый обтесывал песчаник и ракушечник, чтобы почтить предков и ныне забытые божества; некоторым статуям около 4000 лет (как знаменитому Керносовскому идолу, например), да и самые поздние сделаны по меньшей мере 700 лет назад.

И вот именно в атмосфере Салона, среди фоторепортеров и околохудожественной публики, удалось почувствовать ту действительно первичную, дикую силу, которую содержат в себе варварские идолы. Эти грубо тесанные глыбы, эти геометрические орнаменты, загадочные рельефы, эти головы без лиц или лица, подобные старинным каминным маскам, весь этот застывший танец древних богов столь далек от современных будней, настолько мощнее нашей нормированной цивилизации, что выглядят новее и энергичнее любых современных экспериментов.

83.75 КБ

И очень хорошо, что именно экспериментальные работы расположены в соседних залах. Пабло Пикассо, Александр Архипенко, Ханс Арп, Жак Липшиц, Константин Бранкузи — наиболее смелые революционеры скульптуры ХХ века вдохновлялись формами примитивной народной пластики своих стран и Африки; разглядывая причудливые, иероглифические скульптуры, время от времени улавливаешь черты сходства и с днепровскими идолами. А отдельная выставка одного из лучших современных украинских скульпторов Александра Сухолита так и называется — «Моя архаика», многие произведения в ней кажутся кровно родственными творчеству древних безымянных художников.

Едва ли не самая большая ошибка в восприятии авангарда — считать его чем-то совершенно оторванным от традиции, легкомысленным досугом необразованных революционеров. Академизм имеет куда больше шансов на роль такого разрушителя, так как рассматривает достижения относительно недавних времен наподобие прямолинейной перспективы или реалистического портретирования как последнюю и неоспоримую истину. Авангард же как таковой уходит намного глубже, шире и дальше, к истокам цивилизации, обращается к стилям, способным дать совершенно иную художественную реальность, чем привычная нам, — и к несправедливо забытым в погоне за точностью средств выражения.

Так, Пикассо обращался к Африке, а импрессионисты — к Японии, но ведь мы имеем свою собственную Африку прямо здесь, на нашей земле, например, на лужайке у Исторического музея в Днепропетровске. Достаточно лишь хорошо выучить уроки, оставленные нам древними степными колдунами — и будет у нас авангард вовсе не хуже французского, испанского или американского.

Дмитрий Десятерик

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
profesorpatefon
Mar. 17th, 2009 09:42 am (UTC)
Да!!
Абсолютно согласен: мы ценим только то, что кажется нам редкостью, а то, что "под ногами", считаем обыденностью. У нас тоже, в Омске, стоят алтайские бабы в центре города, так что когда в верховьях Алтая натыкаешься на аутентичные, не тронутые никем идолы, тоже особенного удивления или интереса не испытываешь. А омичи и вовсе не интересуются странными камнями, выставленными в двух шагах от центральной площади города.

Очень завидую Киеву - такой проект, похоже, возможен только в Европе. Ведь мы проводили проекты, международные проекты, с такой же концепцией - предметы культа и быта древних народов Сибири и Алтая, работы современных художников-авангардистов, абстракционистов, постмодернистов, перфомеров, скульпторов, + встречи с шаманами, серьезные фильмы по древним мистериям, круглые столы и проч. (речь о проекте "Древние боги", проходившем в Омске в 2002, 2004 и 2006 гг. немного о проекте можно посмотреть здесь: http://profesorpatefon.livejournal.com/1607.html, http://profesorpatefon.livejournal.com/3733.html)
Однако о таком размахе мы и мечтать не могли! Сибирских музейщиков еще удалось убедить, что скифское золото и алтайские шаманские бубны и идолы - выставлять нужно! (они держали их в закромах многие десятилетия, никому не показывая). Но убедить чиновников или бизнес поддержать такой проект - это просто невозможно.
Наш единомышленник, известнейший в Сибири новосибирский искуствовед-галерист, Назанский начал заниматься архаикой и столкнулся с тем, что даже на его уровне (крупнейшего в Сибири музея) это просто бессмысленно. И уехал в Ханты-Мансийск, поближе к аутентичным культурам.

Полностью поддерживаю идею о художниках-асбтракционистах. Именно поэтому мы и проводили подобные эксперименты.
Будем ждать ещё материалов и мыслей на эту тему!
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

August 2010
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031