Профессор Патефон (profesorpatefon) wrote in patefonskver,
Профессор Патефон
profesorpatefon
patefonskver

Categories:

Последние дни Кобейна.

В 2005 году американский режиссёр Гас Ван Сент младший снял "альтернативное" кино о последних днях жизни Курта Кобейна. Фильм в качестве забавной новинки привезли в Омск и показали единственным сеансом "для своих" (тем не менее, в самом гламурном кинотеатре). Так как на тот момент о Гасе в Сибири мало кто слышал, фильм воспринимался довольно объективно - без ссылок на его заслуги перед Голливудом. Только качество картины. Собственно, качество картины - как кинопродукта и как авторская версия - ниже плинтуса. В тот же день я написал рецензию на это кино. И хотя она получилась довольно эмоциональной (я даже кое-где позволил себе отвлечься от фактов "успешной" голивудской карьеры Ван Сента), всё же публикую её без купюр. Если у кого-то другие впечатления от фильма - с удовольствием почитаю комменты.


 

Последние дни

(«…инспирированные последними днями жизни Курта Кобейна» - цитата из титров)

Надеюсь, вы обратили внимание на пафос названия? Как будто Помпея рушится на глазах у восторженного кинооператора. Или Атлантида уходит под воды мирового Океана, а Гас Ван Сент висит над бездной в голубом вертолёте и снимает, снимает, снимает… Но упрёки в патетике здесь напрасны. Это «кино» совсем из другого мира.

Во-первых, хочу сказать, что это никакое не художественное кино, а курсовая работа какого-нибудь прыщавого поляка-второкурсника, учащегося на курсах кинорежиссуры, но не сподобившегося ещё понять, для чего. Просто таскающего за собой свою мобильную телекамеру и изредка замечая у великих что-нибудь стоящее – эдакая кино-клептомания. Понравилось – украду – повторю – возвеличусь – стану в один ряд с классиками… Куда там! Смешно даже подумать об этом. Но всё по порядку.

Первое, что бросается в глаза – постоянные аллюзии. Опять же, первая – Горлум. Эти грязные подтёки на скукоженных морщинистых ребрах, выглядывающих из-под некогда бывшей белой футболки. Это бормотание себе под нос. Эти разговоры с чем-то или с кем-то, постоянно переносящие акцент куда-то за кино-действительность. И если бы было за что переносить этот акцент, фильм – вернее – идея могла бы удаться. Но этого не произошло. Толкиеновский Горлум появился в кадре сначала эпизодом из второй части кино-трилогии, а затем обрёл физическую плоть и осязаемость первой – и третьей.

Вторая аллюзия – Терри Гиллиам. Уж как крючило нашего хиппи-журналиста в «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», но этот «ново»экспериментатор пошёл дальше, заставив «Курта-Блейка» согнуться в позе не то Уитни Хьюстон, не то стареющей, но еще не потерявшей сексапильность Мадонны. Грустно смотреть на эти деланные фигуры (хотя это нисколько не умаляет достоинств игры актёра - в этом конкретном эпизоде). И дело не в том, значит ли что-то для меня лично настоящий Курт Кобейн, или нет – дело в том, что Кобейн был Личностью. А этот пошловатый растениевидный Блейк с лицом Николя из старого доброго французского сериала «Элен и ребята», созданного для подростков, страдающих от развивающейся неврастении на почве полового созревания, - всего лишь кукла, марионетка. И в нём никогда – никогда! – не было этой силы.

Опять же, Блейк – еще одна никудышная аллюзия, грубо и без всякого основания заимствованная у Джармуша. Последний, по крайней мере, мог себе это позволить – метафорировать свободного поэта в оболочке юного духоискателя, выброшенного из контекста цивилизации и нашедшего свой Путь через Учителя в образе мудрого индейца. Мог позволить – потому как сам был недалек от этого Пути – свободного духа. А глупый – я не боюсь этого слова – глупый «создатель нового кича» всего лишь в очередной раз склептоманил.

И, пожалуй, последняя – потому как надоело уже, честное слово! – аллюзия. Музыкальное наполнение, за которое Канны вручили кинорежу «специальный приз за дизайн звука» (мы к этому вернемся чуть ниже), абсолютно не «кобейновское», а больше напоминающее Джима Мориссона – вернее, как и всё предыдущее – напоминающее слишком уж в низком регистре, а потому опошляющее само это «напоминание». Но аллюзия Мориссона повторяется и в конце – в титрах – саундтрек, как оказывается, написан группой «Двери восприятия». Эх, если бы эту тему снимал Стоун…

Эти все пункты могли бы привести в замешательство, но они все до одного – лишь свидетельства самой первой на ум приходящей мысли: «режиссёр» (вернее - недорежиссёр) – пытается показать нам себя. Не Курта, не «Нирвану», не свержение и даже не своё восприятие гранджевого короля. Но - свой внутренний мир, свои музыкальные пристрастия, своих кумиров. Иначе как бы здесь появился почти церковный европейский хорал в завершении «фильма»?

Однако стыдно за «режиссёра» - именно потому, что молод и глуп. Пожалуй, любой из нас писал в школе сочинения «Как я провел каникулы» или что-то этом роде. А поступив на кинорежиссёрские курсы, любой – и я повторяю с особым ударением – любой мог бы сделать то же – а скорее – гораздо лучшее на тему «мои музыкальные увлечения». Это слепость котенка, который только начинает ходить, но уже порывается прыгнуть вслед за кошкой-мамой. И получается неуклюже. И смешно. Но простить – вроде бы в этом случае - нельзя. Даже за один только момент – отделения голого Блейка – души – от одетого – мёртвого Блейка – тела. И ещё за попытку вновь создать хвалебную песнь очередному «потерянному поколению». Но разве после «Реквиема по мечте» - страшного, безобразного, без цезур и обертонов, а потому «правдивого» через и сквозь парадоксальность гипербол – можно что-либо ещё делать в этом формате?! Неужели пресловутый «кинореж» задумал из мёртвой (а потому уже прикосновенной только для VIP-персон – настоящих мастеров киноязыка) гранжевой звезды сделать новый «вуду-культ» – новую «ведьму из Блэр»?!

Одно в этом «фильме» - взятом в кавычки, ибо это даже не попытка фильма, а всего лишь курсовая работа прыщавого «поляка» (оговорюсь, наконец, что «поляк» он не из-за какой-либо эмансипации, нацизма или нарциссизма, а только ради придания немного более выразительного образа моей немного неуклюжей мысли – так как поляк как национальность даже ближе к восприятию американского гранжа, чем сам герой, коего я таким «обидным» - шучу – словом величаю) – хорошо – синтетика или как написано на афише – «дизайн звука». Приятные звуковые ассоциации, смикшированные ровно настолько, насколько вообще можно создать живой звук из минимума средств. Ничего лишнего. Полный, регрессирующий в своем стремлении слиться с тишиной, звуковой – антизвуковой - пустотой минимализм. Что-то напоминающее постфрейдизм европейских экспрессионистов, замкнутость круга восприятия на своих же чувствах. В этом смысле музыка является потрясающим воплощением «режиссёрской» задумки о Горлуме, потерянном поколении и тихой смерти в одиночестве и отверженности.

Но только лишь в этом. Потому как сама «загадка» смерти Блейка-Кобейна слишком уж нарочито выпирает из киноэкрана - каким-то вывернутым не в ту сторону, израненным и грязным коленом - после жестокой фразы Джонни: «Она всё равно вёрнется! Нам надо убираться отсюда!». Браво! «Создатель» высказал свою точку зрения, никого не обидев! Прямо обхохочешься! Переплюнуть этот апофеоз тупости могла бы только иная финальная сцена – где «Кортни», надев чёрный обтягивающий костюм и шапочку с прорезями для глаз, прокралась в ночи в «кобейновскую светлицу» и забила бы его обухом по голове. Занавес!

 

П.С. Хотя, Гас все же достиг одной из своих целей – хрустящие поп-корном сибирские кобейны после просмотра задавали друг другу только один вопрос: «А почему они зовут его Блейком?». Если бы он, Гас, сознательно добивался бы этого рефлекса, я пожал бы ему руку. Но автор Moist vagina и Rape me остался так же далек от зрителя, как и от Блейка…



2005 г.
(c) Профессор Патефон

 


Tags: Кино, Рецензии, Субкультуры
Subscribe

  • Омск. Городе, где я.

    На прошлой неделе побывал на презентации нового фильма об Омске "Омск. Город, где я", снятого новосибирской киностудией LBL. Отклик не…

  • «Чтец» / «The Reader» (Стивен Долдри, 2008)

    НЕПРОЧИТАННОЕ ВРЕМЯ На новый фильм Стивена Долдри «Чтец» критика и зрители обратили внимание из-за двух, как бывает в таких случаях,…

  • Про новую выставку в киевском ЦСМ

    «ВЗГЛЯДЫ": ДЕКЛАРАЦИЯ КОНФЛИКТА Выставка «Взгляды», открывшаяся в Центре современного искусства на Контрактовой площади, является первой большой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments