?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Субкультуры: ХИППИ

В продолжении составления "Патефонского словаря", публикуем статью о современных хиппи. Написана она была в 2001 году, однако актуальность, на наш взгляд, не утрачена. Какие-то исторические факты, указанные автором, уже претерпели изменения, но мы сознательно не меняем текст, чтобы сохранить его аутентичность. Статья публиковалась в "Третьей Столице" под "патронажем" известного омского журналиста Евгения Селезнёва. А автор стать Макс Богатырёв вскоре после этой публикации стал постоянным автором "ПС".


Несмотря на то, что корни большинства молодёжных тусовок уже давно почили в бозе, несмотря на то, что многие из них сами уже давно прекратили своё существование в качестве субкультурных или контркультурных явлений, отголоски их всё же находят выход воплотиться в жизнь. И, идя по городу, мы ненароком встречаем длинноволосого хиппи или обдолбанного панка. Их сленг постепенно вошёл в нашу жизнь, растворился в общеупотребительном лексиконе - впрочем, как и сами идеи подобных феноменов.

Сегодня мы поговорим о современных хиппи. Бытует мнение, что последние хиппи вымерли еще 30 лет назад. Что время "детей цветов" безнадёжно утеряно. Конечно, в наше время всеобщего "человек человеку - волк" очень трудно быть счастливым и любить всех вокруг. Однако именно это и порождает всё новые и новые волны хиппизма. 

 

Дети Цветов

Ведь что такое хиппи по сути? Это, прежде всего, человек, который относится с любовью к своему ближнему, и, более того - проникается любовью ко всему сущему, к Космосу вообще. Это человек, которому интересны возможности своего сознания. И потому, это человек, постоянно экспериментирующий над ним. Хиппи - это еще и человек, который нашел уже свое счастье в самом себе.

Их очень просто отличить по внешнему виду от других тусовок: длинные волосы, добрый взгляд, постоянная улыбка на лице, разноцветные фенечки из бисера или тесьмы на руках, джинсы (клеш), рюкзачки, сшитые из старых джинс или заплат. В волосах их часто заплетены колокольчики или ленточки. Также нередко можно заметить значок Cannabis или "пацифик" на их одежде.

Вообще, внешняя эстетика хиппи очень близка к языческой и неоязыческой, т.к. во многом их интеллектуальные и духовные поиски пересекаются. Фолк и этнические мотивы как в одежде, так и в музыке и литературе для хиппи являются довлеющими.

Однако я еще ни разу не встречал в Омске хиппи, увешанных цветами или разгуливающими по городу нагишом - а ведь именно так зарождалось это самое счастливое племя из молодежных субкультур в 60-е годы в США. Нынешних хиппи можно разделить на две четко определенные группы, которые условно назовем: "дети цветов" и "дети травы".

Первые - это девочки и мальчики 13-17 лет, которые являются хиппи по духу. Т.е. они испытывают бесконечную любовь к окружающему их миру и больше от него ничего не просят и не хотят. Однако, сталкиваясь с непониманием и частой агрессией по поводу их инаковости (это в наш 21 век-то!!!), "дети цветов" постепенно замыкаются на себе, становятся очень осторожными и тихими. Они либо постепенно теряют всякое желание доказывать людям, что на самом деле всех нужно любить, либо, приобретая некий духовный опыт в подобных перипетиях, становятся идеологическими хиппи - "детьми травы". 

Последние же - это хиппи (от 15-17 и старше), которые стремятся любыми способами расширить свое сознание, окунаясь в дремотные джунгли галлюцинаций и эйфории. Эти ребята предпочитают курить "траву" и пить вино. Это, частью, интеллектуалы, которые переводят тексты своих кумиров - Моррисона, Лири, Дилана, которые заслушиваются "Jefferson Airplane" и бесконечно скучают по времени Вудстока, на который они даже родиться не успели. Это люди, насквозь пропитанные тибетскими трактатами, рок-н-роллом, музыкой и живописью (в их рюкзачках всегда есть место для флейты или губной гармошки, цветных мелков или маркеров), это люди, живущие "трассой" - круглый год ездящие автостопом по дорогам России, а часто - и зарубеж. "Ветер - это всё, что мне надо", - говорит один их них.

 
Freedom

Свобода... Ведь именно этого добивались первопроходцы хиппизма. Американский социолог Шерри Кейвэн, автор книги "Хиппи Хейта" (Хейт-Эшбери - родина хиппи, один из районов Сан-Франциско, в котором много лет прожила и Кейвэн) так определяет их систему верований: "хиппи верит, что человек должен быть свободным; что обрести свободу можно только путём преображения своей собственной души; что душевному освобождению способствуют галюциногены; что поступки внутренне раскованного человека не могут посягать на чью-либо свободу; что красота и свобода тождественны..." Да, в наших непростых условиях жизни очень трудно не найти себе хотя бы кусочек этой свободы: мы не обращаем внимания друг на друга, потому мы свободны как не были свободны тогда. И всё же, мы подчинены этому неписаному закону, не позволяющему нам вмешиваться в жизнь друг друга. Слишком всё сложно для хиппи, непереносящих каких-либо социальных ролей и масок, и они находят все возможные пути для избежания этой ненавистной игры, уходя из дому, уходя из города, уходя на "трассу" и - в вечное путешествие. Вспомним, например, классику битнически-хипповой литературы Джека Керуака и его "Бродяги Дхармы".

Автостоп - это ещё одна тема, заслуживающая пристального рассмотрения. Не только хиппи ходят по трассе, есть сейчас даже клубы "спортивного автостопа", которые портят репутацию безупречных попутчиков и тем самым уменьшают хиппи вероятность попасть вовремя в нужный город. Автостоп таит в себе множество авантюрных приключений и неожиданностей.

Обычно ребята ходят по двое - так безопасней, да и веселей. Иногда встречаются на дорогах психи, которые ни с того ни  с сего, могут просто огреть хиппи по голове и забрать у него последние деньги. Но это бывает крайне редко. Чаще встречаются грубые и очень нетолерантные водители. Но хиппи на это не обращают внимания, ведь это - всего лишь проверка, всего лишь способ обретения гармонии и свободы. А потому они идут дальше, и их подбирает какой-нибудь словоохотливый дальнобойщик, который и накормит в ближайшей придорожной столовой, и выспаться разрешит на сиденье своего автомобиля... Красота! Хиппи на самом деле столь непритязательны в еде, образе жизни и обстановке, что просто диву даешься! В чём-то сродни отрешённости канонических буддистских аскетов. И, между прочим, хиппи обожают восточные философские доктрины, даже больше, чем тексты американских психоделических гуру типа Лири или Уилсона.


Свободная любовь

"Те, кто разделяет сказанное выше, - пишет дальше Шерри Кейвэн, - образуют духовную общину". И именно эта духовная община - идеальная форма сожительства для хиппи. Ведь, во-первых, в общине живут только единомышленники, а во-вторых, так, всё же, безопасней и надёжнее. Многие нынешние хиппи мечтают о подобных общинах, однако в чистом виде такая мечта не осуществима - проверено на практике несколькими омскими активистами. Во многом мешает климат - безумно холодная зима, а ведь общине надо как-то зарабатывать на пропитание... Обычно подобные эксперименты проводятся в ремонтирующихся частных домах - община хиппи снимает такой дом и, распределяя обязанности, живёт в нём как настоящая семья. На лето же некоторые из "детей цветов и травы" отправляются в огромный лагерь хиппи под Питером, где собираются и живут сотни старых хиппанов, которые за годы странствий стали настоящими мастерами своего дела - будь то этнический костюм, живопись или гончарное дело. Это непрекращающийся праздник и счастье.

Вот эти-то хиппи и есть те самые идеологи, что пытаются провести в жизнь свой образ жизни. Именно они издают уникальнейший журнал о хиппи "Забриски Rider", название которого соткано из названий двух культовых фильмов поколения "детей цветов" - "Забриски Поинт" Микеланджело Антониони и "Easy Rider" ("Беспечный Ездок") Дэниса Хоппера. А в ещё одном культовом фильме 1969 года "Психический срыв", где, кстати, сыграл роль лидера хиппи-комунны молодой Джек Николсон, показана модель такой общины. И жизнь первых хиппи. Хотя, прежде всего, конечно, хиппи почитают гимн длинным волосам и свободной любви - фильм-мьюзикл "Волосы" Милоша Формана.

Может быть, современная молодёжь находит в этом движении ещё и способ раскрепощения, т.к. хиппи проповедуют свободную любовь, т.е. секс везде, где пожелаешь, и с тем, кого возжелаешь. Особенно этому способствуют всевозможные легкие наркотики, общинный характер жизни и музыка. Однако в преддверии сексуальной революции, что уже происходит в столичных городах страны, в провинции это сейчас тоже становится мерой поведения молодежи. Потому в последнее время хиппи почти что совершенно исчезли, растворились в этом ярком и разноцветном мареве тусовок.

 
Новая волна?

Должно быть, они действительно доживают свой век как культуральный феномен. Слишком уж много возможностей обрести широкий поток сознания, слишком уж изменился коммунарный строй жизни, слишком уж изменились запросы самой молодёжи. Один мой знакомый так рассказывал о своем "духовном" пути: "В 12 лет я был хиппи, слушал "Pink Floid", "Deep Purple"; затем мой брат начал меня насильно заставлять слушать трэш - я постепенно втянулся и стал панком, а затем - сатанистом...".

Одно время у нас проходили такие незаменимые и удивительные акустические концерты "Без-дна", на которых собирались все омские хиппаны. Что происходит сейчас с ними - с теми, кто ходил на эти акции, кто их организовывал? Кто-то называется сейчас "битниками", кто-то ушёл в сферы божественных и теологических знаний, сделавшись аскетом в духовном плане; кто-то забросил музыку и занимается торговлей - ведь надо как-то питаться!.. Да, многие из них тоскуют по прежним временам. Но разве прошлое воротишь?

Хотя, недавно по 12 каналу молодёжная передача "Пирамида" показывала сюжет о новом омском самиздат-журнале "Патефон Сквер", который по их словам делают "люди, соскучившиеся по времени хиппи"... Поговорив с редакцией, я действительно с удивлением обнаружил, что дух хиппизма всё ещё присутствует в нашем городе: устраиваются различные хэппенинги и перфомансы, музыкально-пластические импровизации, концерты акустической музыки, записываются магнитоальбомы... Стало быть, не всё ещё потеряно для современных "детей цветов". Однако вопрос об идейности хиппи и актуальности вообще их существования остается открытым...       

2001 г. 
Макс Богатырёв  

(с) Патефон Сквер


Comments

Latest Month

August 2010
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031