?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По следам творческой встречи с Тонино Гуэррой (Москва, Дом кино, фестиваль "Св. Анна", 18.03.2009)

Не так много людей могут сказать "Однажды Феллини..." и продолжить рассказ историей настолько личной, что сомнений в ее всамделишности не возникает. И, точно, только один человек из живущих, может сказать "когда мы с Федерико писали сценарий", "когда мы с Антониони поехали в Лондон", "когда Тарковский был у меня в гостях"... Этот человек Тонино Гуэрра - чуткий, тонкий, скромный, остроумный, обаятельный, простой и глубокий, и еще, и еще... Последний из могикан, ископаемый человек, знак ушедшего века.

Он много рассказывал о Феллини - его гении, его видении, его слабостях, их совместной работе, о тех основаниях, на которых стоял Феллини и его искусство (свет, движение), зачитал целый манифест Феллини - что тот не любил (огромный список - улитки, интервью, автографы, очереди, горы, громкую музыку в ресторанах...) и что любил (список поменьше - вокзалы, аэропорты, ризотто, сентябрь, пустые рестораны, когда ты еще чего-то не знаешь, красоту красивых женщин...). Сравнивая Феллини с Антониони сказал, что кино Феллини - это всегда движение, даже когда герои стоят, даже когда молчат, кино Антониони - это всегда недвижность, статика, даже когда герои двигаются, говорят. Антониони не любил диалоги, для него самым важным был образ, за это его не любили зрители, которые просто не шли в кинотеатры, и обожали коллеги по цеху, которых (многих) он научил создавать образ в кино.

Все эти рассказы, каждое слово Гуэрры падало как зернышко во вспаханную землю. Причем удивительным образом он и вспахивал и сеял, и бередил и заживлял.

Но главным были все же не рассказы о гениях мирового кинематографа, с которыми Гуэрре довелось работать (или им с ним). Главным был его, Гуэрры, поэтический гений, его уникальное поэтическое восприятие и отношение к миру, которое сквозило в каждом слове. Это был урок поэтически зрячего человека, побуждающего к прозрению и всех остальных. Его наблюдения за тенями, его разговор со скамейкой, его определение нежности учат большему, чем любые методы и принципы работы самых гениальных режиссеров. Хотя и о них мы узнали через призму восприятия Гуэрры, и он, несомненно, является их частью, а они - его. Там, в этих горних высях (имя им - искусство), они сливаются в один чистый дух.

Latest Month

August 2010
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031